Что же, черт возьми, это было?

Подавляющее большинство действий фильма происходило в параллельной вселенной. С момента, когда часы остановились в полночь, вплоть до тех минут, когда Донни просыпается в постели с истерическим смехом. Место действия касается Мидлсеска, в параллельном измерении, спонтанно созданном, которое просуществовало лишь в течение 28 дней. Главная сюжетная линия фильма связана с поиском пути спасения Основной вселенной.

Чтобы понять, что действительно происходит в фильме «Донни Дарко», нам поможет книга «Философия путешествий во времени», написанная Робертой Спероу. Сложность заключается в том, что это не настоящая книга, а написанная вымышленным персонажем. К счастью, большая часть страниц книги находится на официальном сайте фильма, и в настоящее время включена в режиссерскую версию.

«Философия путешествий во времени», объясняет, что время, в большинстве стабильное, может быть повреждено, по неизвестной никому причине. Когда это случается, появляется Тангенциальная (Касательная) Вселенная от Основной Вселенной (в которой мы все живем). «Если Тангенциальная Вселенная появляется,» пишет Роберта Спероу «она будет крайне нестабильной, и просуществует только в течение нескольких недель». В конце концов, она схлопнется, образовав черную дыру в Основной вселенной, которая способна уничтожить все сущие». В течение этого краха, временно-пространственный вихрь будет туннелем, который вернет к началу рождению вселенной.

В двух словах это именно то, что происходит в «Донни Дарко». В полночь 2 октября 1988 года Тангенциальная вселенная спонтанно образовалась, в основании которой находился город Мидлсекс. Эта Тангенциальная вселенная ставит под угрозу существования жизни, в том виде, какой мы её знаем; весь груз по спасению ложится на плечи одного человека, он не должен позволить Тангенциальной вселенной через 28 дней уничтожить Основною вселенную. Этот человек — супергерой — не кто иной, как Донни Дарко: 16-летний подросток, с эмоциональными проблемами, с историями о поджогах и усталым взглядом.

Артефакт.

Рука об руку с созданием Тангенциальной вселенной, как пишет Роберта Спероу, является спонтанное появление артефактов. Сделанный из металла, этот артефакт необъяснимо будет появляться вблизи эпицентра Тангенциальной вселенной. Для того чтобы катастрофа была предотвращена, Артефакт должен быть отправлен через временной вихрь обратно в Основную Вселенную — вернуться до того как Тангенциальная вселенная схлопнется. Артефакт в Мидлсексе — это, конечно же, тот гигантский разрушенный реактивный двигатель, который упал с неба.

Живой проводник.

Это Донни. Если судить по книге «Философия путешествий во времени», то он избран для того, чтобы вернуть артефакт. Живой Проводник имеет свои преимущества и недостатки. Вы получаете суперсилу, такую как телекинез и способность видеть будущее, но вы также получаете ужасающие галлюцинации и людей вокруг вас, которые, как правило, пугают и нападают на вас.

Манипуляторы.

Это относится почти к каждому в фильме. «Они склонны к иррациональному, причудливому и зачастую жестокому поведению», пишет Роберта Спероу, т.к. весь смысл существования заключается в оказании помощи Избранному завершить предназначение. То есть, что каждый второй персонаж в фильме был создан как фигура на шахматной доске, готовая проявить себя в точном идеальном порядке, чтобы подтолкнуть Донни к его финальной судьбе — возвращение реактивного двигателя в его собственное время и место в Основной Вселенной. Почти все события, если рассматривать с этой точки зрения, имеют конкретные цели; они все вместе создают неумолимую цепь совпадений и следствий, спроектированная так, чтобы судьба Донни Дарко была неизбежной.

Все это, конечно, провоцирует главные вопросы: Избранный кем? Управляемый кем? Фильм оставляет эти вопросы открытыми, но из комментариев к DVD версии режиссера и сценариста Ричарда Келли, а также просматривая рецензии создателей, кажется, что ответственное лицо здесь, в основном — Бог. Когда Тангенциальная вселенная спонтанно появилась, в основании которой город Мидлсекс, Бог организовывает людей вокруг Донни Дарко таким образом, что их действия неизбежно ведут к возвращению артефакта —реактивного двигателя.

Глубокий вдох.

 

Вопросы?

Да, как, черт возьми, я должен был знать все это? Вряд ли тот материал был в кино.

Это правда. Многие мои друзья жалуются, чтобы понять, «Донни Дарко»: нужно просматривать фильм с комментариями от сценариста и перелопатить весь официальный сайт. В интервью, Келли сказал, что он создал страницы книги «Философия путешествий во времени» как применение к интерпретации фильма и что их содержание не определялось как закон. Однако его отношения к этому изменились, и он намеренно включил их в режиссерскую версию. (Кстати, это может быть первый и последний раз когда большие куски материала были сняты непосредственно для сайта)

Не могли бы вы интерпретировать рецензию на этот фильм по-другому, без каких-либо научных штук? Как вид следствия параноидальной шизофрении Донни Дарко?

Безусловно. Несколько моих друзей увидели фильм с такой стороны и полагают, что это более интересная интерпретация событий «Донни Дарко», чем давящая научно-фантастическая основа. Конечно, аспекты фильма – монотонные разговоры Донни с Фрэнком, возрастающий страх и действия вокруг подростковых проблем Донни Дарко – позволяют прочитать фильм в этом направлении, показывая, что же творится у него в голове.

Тем не менее, я не разделяю этого мнения, потому что этими дополнительными материалами и добавленными сценами в режиссерскую версию Ричард Келли подталкивает к научной основе фильма, теория Тангенциальной вселенной как «правильный» путь к интерпретации фильма. Многие мои друзья считают, фильм как смесь безумия гораздо богаче, чем как «Триллер о долбанных червоточинах». Мне самому , наоборот, гораздо более интересно смотреть умные Sci-Fi фильмы с хорошими мелодиями 80-х. Келли сам потратил годы, крича об осторожности неоднозначности его фильма, поэтому он создал режиссерскую версию,(а мы создали эту рецензию) чтобы попытаться объяснить некоторые вопросы и сделать фильм менее двусмысленным.

Я все еще считаю, что моя теория верна, чувак.

Конечно, это в силе. Не принимайте это лично. Мы все в равных условиях здесь.

Что там по поводу шестифутового кролика?

Что же, это хорошее место для начала. Фрэнк (играл в шубе и снаружи Джеймс Дюваль) является бойфрендом сестры Донни — Элизабет Дарко (Это тот, кто ей сигналил перед падением двигателя). Фрэнк никогда не встречал Донни до их роковой встречи в канун Хэлоина. Фрэнк, который разговаривает с Донни на поле для гольфа или где-либо еще,— это призрак Фрэнка. Донни застрелил его в Тангенциальной вселенной, в следствии чего Фрэнк спокойно может перемещаться по этой вселенной сквозь время. Цель Френка (он был избран, также как и Донни) — направлять Донни через Тангенциальную вселенную, предлагая задачи, которые плавно приведут к выполнению главной цели.

Согласно книге Роберты Спэрроу, Фрэнк — пример Мертвого Манипулятора. Видимо, те, кто умирают в пределах Касательной вселенной, наделяются определенным уровнем знаний о катастрофе и служат, в некоторой степени, как руководство для Избранного.

Да, что с этим костюмом кролика?

Донни встречает настоящего Френка (не мертвого манипулятора) первый раз в канун Хэллоина в костюме кролика. Но это также намек на «Приключения Алисы в стране чудес» — так же, как Белый Кролик ведет Алису через нору к большому приключению, так же Франк куда-то приведет Донни. Если присмотреться в изображение кролика, то он изобилует в «Донни Дарко»

ОК, я все еще не понимаю, как именно Донни доставил реактивный двигатель назад во времени? Я понимаю, что есть временной портал или что-то над его домом, и реактивный двигатель попадает через него, но кажется, что он просто без причины падает с самолета его мамы.

Я также не мог это понять, но, слава Богу, Келли объясняет это на комментариях к DVD. Вдобавок к своей суперсиле, суперзрению и суперхандре, Донни имеет силу телекинеза. Он самостоятельно отрывает двигатель от самолета.

Ох, я бы не смог сделать этого.

Я не знаю никого, кто это сделал бы

Почему он это сделал?

Ну, в основном он был раскручен для этого. Предшествующие действия — беседы с доктором Монитоф, прочтение книги Роберты Спэрроу — ясно дали понять, что происходит и что он должен сделать. Но его окончательно подтолкнули события предыдущего вечера. Он убил человека и видел, как его подруга умирает, он чувствует, что он не имеет выбора, кроме как отправить этот артефакт через временной вихрь, оторвав от самолета, и исполнив свое предназначение в качестве Живого Проводника. Донни верит, что если он сделает то, что предполагалось, то эта Тангенциальная Вселенной исчезнет, и, как будто последних 28 дней не будет - Гретхен и Фрэнк все еще будут живы.

Но он не знает, что если он пошлет реактивный двигатель назад во времени, то он приземлится на его дом, 2 октября в Основной Вселенной, где Фрэнк не поднял его из постели, и его раздавит как жука?

Трудно сказать, знает ли он это или нет. Его истерический смех в конце фильма предполагают, что он знает кое-что. В заметках книги Роберты Спэрроу упомянуто, что манипулируемые видят произошедшее в Тангенциальной вселенной в своих снах. Таким образом, мы можем считать, что в полночь 2 октября в первичной Вселенной, Донни Дарко просыпается после исключительно подробного сна, в котором он имел суперсилу, удачливо спалил дом извращенца и обсуждал сексуальные наклонности Смерфов (гномов) со своими друзьями. Может, он не хочет повторения таких исходов как в Тангенциальной вселенной.

Интересно, что Келли дает предложение в комментарии DVD, что слышимый нами автомобильный сигнал (когда Элизабет Дарко возвращается домой от Фрэнка) — этот сигнал является не сообщением для Элизабет, а для Донни. Может быть, Фрэнк припоминает все, что происходило в Тангенциальной Вселенной, и знает, что вот-вот произойдет, и это попытки разбудить Донни и вытащить его из постели до падения двигателя?

Люди помнят Тангенциальную Вселенную в своих снах? Это поэтому мы видели у каждого печальный взгляд в постели?

Да. И Джим Каннингем плачет, потому что он понял, что в общей сложности он извращенец. Согласно официальному веб-сайту фильма, он стреляет в себя через 10 дней. Сайт имеет ряд любопытных фактов: FAA (Федеральное авиационное агентство, США) никогда не выяснят, откуда появился двигатель. Роберта Спэрроу умирает в декабре 1988 года. Доктор Монитоф женится на мисис Померой, когда он умирает при загадочных обстоятельствах в 1999 году, она посылает его копию книги «Философия путешествия во времени» в Библиотеку Конгресса с загадочной запиской. Проверьте это, но имейте в виду, что это один из тех, таинственных веб-сайтов, которые так просто не выдадут информацию. Если возникнут затруднения, то посмотрите пошаговое руководство.

Так как же Манипуляторы манипулировали?

Манипуляторы делали иррациональные или неожиданные вещи с последствиями, которые неизбежно подталкивали Донни к его судьбе. Рассмотрим кульминацию фильма — смерть Гретхен и Фрэнка. Это увлекательно пролистать все цепочки событий, которые привели к этому.

Как Донни встретился с Гретхен? Ну, в первый школьный день Гретхен, Мис Пэмирой ведет себя странно, дав выбор Гретхен сесть за мальчиком, который ей наиболее симпатичен. И тогда Фрэнк, поручив уничтожить водопровод, помогает им лучше познакомиться. Помните? «Я очень рад, что школа была затоплена сегодня»,— говорит Донни, потому что в противном случае «У нас бы никогда не было этого разговора».

Как сделать, чтобы Донни Дарко поговорил с Робертой Спероу? Доктор Монитоф разговаривает с Донни насчет путешествий во времени и дает ему книгу для ознакомления, далеко не из школьной программы.

Как сделать так, чтобы Донни заглянул в подвал Бабушки Смерть? Мис Пэмирой пишет фразу Cellar door («Дверь в подвал») на школьной доске.

Два головореза со странной идеей ограбить Бабушку Смерть кидают Донни и Гретхен на дорогу. Мисис Спэроу, которая не открыла дверь Донни, когда он к ней приходил, стоит посреди дороги, держа в руках письмо Донни, вследствие чего машина, избегая столкновения, наезжает на Гретхен.

Почему любовь Донни настолько сильна, что он готов хладнокровно застрелить Фрэнка? Ну, из-за сильной эмоциональной связи, конечно, и потому, что они занимались любовью первый раз. И почему они занимались любовью? Из-за странной пропажи матери Гретхен, которая полагала, что это связано с возвращением ее отчима.

И почему там Фрэнк оказался? Потому что он оставил вечеринку, где мог быть с сестрой Донни, чтобы купить пива, хотя на вечеринке была уже бочка пива. Для 18-летнего подростка это выглядит иррациональней всего.

Что еще иррационального в действиях Манипуляторов?

Итак, Донни доводят до хулиганского поведения идиотское задание миссис Фармер. Из-за этого поступка Донни Дарко отстраняют от внеклассных занятий. Он не присутствует на выступлении своей сестры, в то время поджигает дом Каннингема. После Каннингема арестовывают по отношению к детской порнографии. Мисис Фармер не может сопровождать девочек в Лос-Анджелес. Родителей не остается в городе, и они устраивают вечеринку.

Кто тот толстый парень в костюме и таинственная женщина с планшетом?

Он один из сотрудников FAA. Мы видим его практически в самом начале и конце фильма. Видимо, FAA так волновались о странном появлении реактивного двигателя, что они послали своих агентов держать глаз на семьи Дарко.

Она из отборной комиссии для передачи «Поиска звезды 88»

Что это означает? Что лекарства Донни Дарко являются плацебо?

Эта сцена, которая появляется в режиссерской версии,— это еще одна подсказка от Келли, что он не думает, что Донни Дарко сумасшедший. Доктор Турман не в полной мере понимает, что происходит, но, как и многие другие персонажи, она признает, что что-то важное царит в воздухе, и что Донни, кажется, в эпицентре этого, чем бы это ни было.

Та фраза, которую Бабушка Смерть шепчет, имеет отношение к чему-нибудь?

Донни весьма напугала фраза «каждое живое существо на земле умирает в одиночестве». Т.к. Тангенциальная вселенная разрушится, Келли осторожно предоставляет моменты примирения со всеми важными ему людьми: с его матерью (милая сцена в комнате), его отцом (добавленная сцена беседы на заднем дворе) и Гретхен (во время вечеринки). Мой друг отметил другой вариант интерпретации улыбки Донни перед смертью — после просветления и последних событий он был не одинок, и уже не боялся смерти.

Что о тех странных каплях, ведущими из живота каждого?

Они наглядное представление о будущем. В числе многих суперсил Донни была способность видеть будущее. В разговоре с доктором Монитоф они обсуждали возможность путешествий во времени. Если следовать «Божьему каналу», то возможно подсмотреть будущее.

Фильм довольно решительно выступает против концепции свободной воли, по крайней мере, в Тангенциальной вселенной.

Зачем весь этот вздор? Если никто в этой Тангенциальной Вселенной не имеют свободную волю — и если Бог или кто может заставить их действовать иррационально и делать все, что он хочет, то какой смысл? Зачем вся эта схема, чтобы получить реактивный двигатель от самолета, зачем должно быть так сложно? Похоже, что глупо, чтобы сохранить мир, в том смысле, что все могло бы пойти не так на любом этапе. Почему не мог Тот, кто руководит, просто послать лунатика Донни в горы 30 октября и использовать его сверхсилу, чтоб оторвать двигателем от самолета? В целом масштабы вещей, которые не кажутся более иррациональными, чем некоторые другие иррациональные вещи, происходят на протяжении всего этого фильма.

Это сложный вопрос. Все это кажется очень причудливым, не правда ли, напоминает зашифрованный план от злодеев. Здесь нет хорошего ответа на этот вопрос, почему Бог делает спасение Вселенной таким сложным мероприятием. С другой стороны, очевидно, что если б спасение вселенной прошло бы так просто, то получился бы скучный фильм, не правда ли?

 

/также вы можете найти некоторые ответы в FAQ по Донни Дарко

Telegram стикеры