Этот фильм, Донни Дарко, это басня о конце Рейгановской эры в Американских пригородах. Присутствуют элементы ужасов, научной фантастики, черного юмора и фэнтези.

Я выбрал 1988 год почему, потому что, не видел, чтоб такие сюжеты происходили в контексте конца эры Рейгана, десятилетие постепенно снижало обороты, и как бы перепой ранних 90-х, с войной в персидском заливе, Куртом Кобейном (Kurt Cobain), и все что произошло оно было тут, прямо за углом. Мы заканчивали этот период самодеятельности, бездумной веры в поп психологию. Рождалась помощь самому себе, развивалась реклама лекарств для детей, все это исследовалось, я не видел, чтоб кто-нибудь исследовал эту тему в фильме раньше, я решил попробовать кое-что новое.

Единственный библиографический элемент, это может быть то, что когда я рос, я чувствовал депрессию от системы, она меня угнетала. Люди приходили в мою школу с этими дурацкими предложениями, очень похожие на те, что видите в фильме: любовь, страх, линия жизни, все это было абсолютно реально, и я помню, как-то подрался с учителем физкультуры на эту тему. Все остальное это вымысел, это антигерой, практически из комиксов, у которых на лице написана эта депрессия, отчуждение и гнев, которые есть у любого молодого человека, умного или хотя бы чуть соображающего. Он должен был это чувствовать в том возрасте.

Я бы не захотел снимать фильм, который вызывает лишь одно чувство — депрессию. Надеюсь, что люди не заметят в нем только чего-то одного. Он должен, конечно, дать человеку под-дых, но сделать это так, чтоб вы почувствовали себя эмоционально тронутым, но не потеряли чувство надежды и не отчаялись. Я не знаю, конечно, сделал ли я свое дело или нет, не могу расписываться за всех зрителей.

Первая мыль, которая пришла мне в голову это идея о реактивном двигателе, который падает на крышу дома, и не могут найти самолет. Нет никаких признаков, что мимо дома в то время пролетал самолет, от которого отвалился двигатель и пробил потолок дома, где жил этот ребенок. И к нему обращается голос, это посланник, и дальше мне пришлось придумывать, откуда этот двигатель взялся. Это было путешествие, и идея заключалась в том, что он вылетел из другого временно-пространственного измерения.

Краткая история времени, книга Стивена Хокинга (Stephen Hawking), наверное, самая лучшая, которая есть на свете. Это очень важная книга, именно поэтому я включил ее в фильм, потому что он понимает природу четвертого измерения. Мне самому понять трудно много из того что пишет Стивен Хоккинг, его сознание находится на более высоком уровне, чем чье бы либо еще.

Это действительно была библия для меня, и для меня важно, что если использовать сверхъестественное как элемент рассказа, то это надо делать с огромной осторожностью и ответственностью, придерживаясь набора правил, которые ты создал, а не просто бросать идеи в стену и наедятся, что они прилипнут. Надо хорошо расставлять, хорошо продумывать.

Это мы и постарались здесь сделать. Объяснить, что есть смысл, логика, дизайн, замысел во всем. Если фильм посмотреть несколько раз, то у вас начнется складываться картина, почитайте книгу «философия путешествия во времени», вы тоже поймете кое-что.

Музыкальные моменты встроены в сценарий. Tears For Fears, там должен был быть INXS — Never Tear Us Apart, но на финансирование песни нам не дали. Танцевальные мелодией поначалу должна была быть песня "West End Girls" от Pet Shop Boys, но опять таки, из-за финансовой проблемы она превратилась в Duran Duran, что даже лучше как замена. Хэллоуинская вечеринка была просто ясна, придумана для того, что бы там были песни. Но настоящим открытием, которого не было в сценарии, были кадры из Безумного Мира (Mad World) в конце. Мой композитор Майкл Андрюс (Michael Andrews), и его друг Гари Джулс (Gary Jules), выдвинули этот cover для Tears For Fears, и мне просто крышу снесло.

Все актеры были просто прекрасны, мне приятно было работать. Я очень горжусь, что они так старались, что они вложили частичку себя. Ими не двигало желание стать модными на один месяц, не потому что они сейчас у всех на языке, нет, просто они действительно вписались в роль. Это, кстати, была отличная роль для Патрика Суэйзи (Patrick Swayze), абсолютно и полностью развеять миф о том что он был, только, популярен в 80-х, поднялся на пике славы и потом был забыт. Для Кэтрин Росс (Katharine Ross) это отличная возможность вернуться через 15 лет и показать нам, что ее талант все еще жив.

Это первый сценарий, который я написал, прямо после колледжа, несколько лет назад. И мой продюсер Шон МакКитрик (Sean McKittrick) устроил мне встречу с большим голливудским агентством Creative Artists и они немедленно захотели подписать со мной контракт. Дрю Бэрримор (Drew Barrymore) так же пользовалась их представительством. Дрю прочитала сценарий и ей понравилось, его захотели снять, захотели в этом поучаствовать и я предложил Дрю роль Мисис Пэмерой учительницы английского. И она сказала «Да, давай, я хочу продюсировать этот фильм вместе с вами, вместе со своей продюсерской фирмой, сделать совместный проект».

Все остальное произошло достаточно быстро, мы набрали актеров, которые прониклись фильмом немедленно, и колеса закрутились. У нас было четыре с половиной миллиона долларов на съемки фильма. Мы сняли его прямо тем же летом.

Честно говоря, этот фильм, который необходимо смотреть несколько раз, что бы все элементы сложились воедино, я рекомендую вам следить за всеми мелочами, потому что каждый элемент важен, каждый кадр хранит какой-то секрет, каждый персонаж является частью пути, и все они что-то привносят.

Richard Kelly 2002 год